Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
Калининградская область, г.Светлогорск, Калининградский проспект 77А
Наш адрес
+7 (40153) 3-33-00
Приемная

Ф.Попов: «СНИМАТЬ НУЖНО О ТОМ, В ЧЕМ РАЗБИРАЕШЬСЯ»...

10.07.2018
Ф.Попов: «СНИМАТЬ НУЖНО О ТОМ, В ЧЕМ РАЗБИРАЕШЬСЯ»...

Ф.Попов: «СНИМАТЬ НУЖНО О ТОМ, В ЧЕМ РАЗБИРАЕШЬСЯ»…

    Наше досье: Федор Максимович Попов – российский режиссер и продюсер, член Союза кинематографистов, с 1999-го – член правления Гильдии продюсеров России, генеральный директор АНО «Творческая студия «Стелла», академик киноакадемии «Золотой Орёл», киноакадемии «НИКА», член российского оскаровского комитета, генеральный директор Продюсерского центра «ВГИК-Дебют». Специализируется на производстве игровых полнометражных фильмов, неигровых фильмов и анимации.

    В преддверии открытия кинофестиваля «Балтийские дебюты» Ф.Попов дал эксклюзивное интервью для газеты «Вестник Светлогорска».

    – Федор Максимович, как-то отвечая на вопрос журналиста, вы заметили: «Чрезвычайно важно выпускать как можно больше дебютного кино, поскольку оно не только дает начинающим кинематографистам шанс реализовать себя в профессии, но и создает перспективу развития киноиндустрии в целом. Сейчас мы дали путевку в жизнь уже пятерым режиссерам. В настоящий момент в производстве находятся две картины, а на стадии разработки – уже семь проектов. Однако главное – не количество, а качество этих работ».

    Но дебютное кино, по меньшей мере, должно чем-то удивлять зрителя. Вы сняли несколько лент, как режиссёр, в еще большем числе кинокартин выступили в роли продюсера. Как вы думаете, чем проще удивить современного зрителя? Динамичным сюжетом и композицией? Запоминающимися диалогами? Выразительными средствами кино – филигранной работой оператора или кинорежиссера? При этом нельзя не учитывать, что первый блин вообще может оказаться комом и отбить охоту у начинающего режиссера…

    – Все, что вы сейчас перечислили и некоторые другие аспекты сложного процесса, который называется создание фильма, обязательно должны присутствовать в картине.

    У меня есть любимая поговорка: «Невозможно перепрыгнуть через пропасть на 99 %. В картине все взаимосвязано, и если в ней есть «слабое звено», то именно на это обратит свое внимание зритель. Какой бы качественной ни была работа сценариста, режиссера и оператора, плохая игра актера может все перечеркнуть. И наоборот: каким бы талантом ни обладал актер ему очень сложно вытянуть фильм только силой своего таланта.

    На международном кинофестивале «Балтийские дебюты» будет показан фильм «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в Дом инвалидов». Фильм дебютировал в 2017 году и практически весь состав его создателей получил призы на самых различных кинофестивалях, не только в России, но и в Чехии, Германии, Франции, Финляндии, Македонии. Это пример того, как, по большому счету, творческий ансамбль в лице режиссера Александра Ханта, актеров Евгения Ткачука, Алексея Серебрякова, сценариста Алексея Бородачева, оператора Даниила Фомичева сумел создать фильм, не оставляющий никого равнодушным. Переиначив первую строчку басни Крылова, можно сказать: «Когда в товарищах согласье есть».

    – Любое литературное произведение, а чаще всего оно ложится в основу сценария, может быть обращено к трем направлениям. В прошлое, настоящее или будущее. Очень редко бывает солянка и тогда она взрывает восприятие, как было, например, в сериале «Назад в будущее». Хотя и в этом случае всего лишь повтор: пьеса Булгакова «Иван Васильевич меняет профессию» – яркий образчик «переселения» человеческого материала из настоящего в прошлое.

    Куда, по вашему мнению, должно быть обращено острие копья, которое сможет достучаться до большего количества сердец? Прошлое таит в себе уроки, настоящее – упреки, будущее – это, скорее, наши грёзы. Если всё это свести воедино получится ёж, чьи топорщившиеся во все стороны иголки скорее испугают зрителя…

    – По большому счету каждый из нас живет настоящим. Ведь прошлое уже не вернешь, а будущее может не наступить. Поэтому главное качество хорошего фильма – актуальность. Зритель сам по себе очень разный. Кто-то приходит в кинозал, чтобы посмеяться, кто-то – погрустить, третьи ищут в фильме разгадку на вопросы, которые поставила перед ними жизнь. А значит, в идеале фильм должен отвечать всем этим требованиям.

    Почему так притягательна классика? Такие фильмы или книги не теряют свою актуальность и через несколько поколений зрителей и читателей. Потому что устремлены в будущее.

    К чему обращаться кинематографам? Производство фильма – это не поход в ресторан, где ты берешь меню и выбираешь: это я съем сегодня, а другое блюдо – завтра. Вкус должен быть в любой день, независимо от того, сколько дней прошло с момента приготовления, и кто его будет потреблять.

    – Сейчас в продюссерском центре, который вы возглавляете, идут полным ходом съёмки драмы «Бык» Бориса Акопова и криминальной комедии «Печень» Ивана Снежкина. Обе картины воссоздают образ «лихих» 90-х годов. Так ли важно обращаться именно к этому образу? Ведь у нас подрастает совершенно иное поколение Z, которое воспринимает мир не так, как мы с вами. Для них мир еще по-настоящему добр, обязательно его окунать в криминальные разборки?

    Даже Лев Николаевич Толстой при всей своей любви к распутыванию психологических драм написал чудесные «Сказки для детей», в большинстве своем добрые и короткие произведения. Не получается ли так, что современный кинематограф подталкивает зрителей к агрессивной среде?

    – Начну с тех двух фильмов, которые вы упомянули. «Бык» во многом автобиографичен. Борис Акопов в 90-е годы был подростком, то есть достаточно восприимчивым ко всему, что происходило на изломе. И, пожалуй, подросткам пришлось ничуть не легче, чем взрослым. Во многом ему с работой над материалом помог отец, в то время – следователь. Через его руки проходила эта человеческая трагедия. Действие фильма происходит в Москве. Правда столица за эти четверть века значительно изменилась, так что съёмки нам пришлось проводить в Твери.

    Иван Снежкин – сын известного российского режиссера, сценариста и продюсера Сергея Олеговича Снежкина. Так что фильм «Печень» – взгляд на лихие 90-е из северной столицы.

    Эти кинокартины – два совершенно разных взгляда на те события. Можно ли сказать, что они дополняют друг друга? Возможно, это две стороны одной и той же медали.

    На мой взгляд, невозможно создать классическое произведение, если сам не пережил нечто схожее с тем, о чем рассказываешь. Если в нем больше фантазии, то это уже графоманство – ни читатель, ни зритель такому не верят.

    Поэтому, если уж создаешь, к примеру, произведение о войне, обязательно нужно поговорить с ее участником, поработать в архивах, чтобы передать дух того времени.

    Возвращаясь к кинофестивалю «Балтийские дебюты», хочу заметить – наша главная задача: определить грани будущего кинематографа. В него приходят новые люди со своим мировоззрением, опытом, взглядом на те или иные события, происходящие в жизни. И на первом этапе очень важна поддержка. Как поэт не может состояться без своего читателя и слушателя, так и кино без своего зрителя.

    Опыт предыдущих кинофестивалей показывает, что светлогорский зритель достаточно требователен, но при этом очень доброжелателен, здесь очень любят кино. Уверен, наши дебютанты получат хороший стимул для своей дальнейшей работы.

    – Вам уже доводилось бывать в Светлогорске?

    – Да, это было в апреле нынешнего года, когда мы прилетали сюда с Владимиром Сергеевичем Малышевым, ректором ВГИКА для встречи с губернатором Антоном Алихановым.

    Город мне понравился. Красивый, ухоженный, солнечный. И перспективы для фестиваля очень хорошие. Думаю, что «Балтийские дебюты» выиграют, если мы будем проводить отдельно российский конкурс.

Ю.Москаленко

ГАЗЕТА «Вестник Светлогорска»